Warning: ob_start() [ref.outcontrol]: output handler 'ob_gzhandler' conflicts with 'zlib output compression' in /home/www/z247778/htdocs/mainfile.php on line 83
Предпроектные разработки . ПОЛИТЕХ-УИМП-XXI ВЕК

Передовые технологии
в современном проектировании

   
 

Адрес: 195221, Санкт-Петербург,
ул. Антоновская д.4,
литера А, пом.3H

Телефон: +7 (812) 935 05 88

E-mail:

 Генеральное проектирование   Архитектура   Предпроектные разработки   Специальные разделы   Расчетное и научное сопровождение проектов   Полный список услуг  

Проект планировки территории

Назначение проектов планировки определяется двумя позициями
  1. выделение элементов планировочной структуры
  2. установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1 статьи 42).
Элементов планировочной структуры. В Градостроительном кодексе Российской Федерации, равно как и в других федеральных законах не содержится определения термина или понятия «элементы планировочной структуры». Тем не менее, содержание этого понятия раскрывается посредством перечисления этих элементов – «кварталы, микрорайоны, иные элементы», содержащегося в части 1 статьи 41, а также посредством системного анализа содержания понятий «красные линии» и «территории общего пользования» (пункты 11 и 12 статьи 1).
Необходимость обращения к понятию «красные линии» определяется тем, что в основной части проекта планировки должны содержаться красные линии, которые подлежат утверждению в составе именно этого и никакого иного вида документации по планировке территории. Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) и которые не подлежат приватизации (согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Кроме этого красные линии обозначают границы земельных участков линейных объектов. Следует принять также во внимание, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов. Это означает, что посредством проектов планировки можно просто фиксировать сложившееся положение дел в части расположения границ «публичных» и «частных» земель (если такая фиксация является рациональной), но можно также и менять такое распределение между публичными и частными землями путем утверждения соответствующих предложений, например, по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящих и по земельным участкам, находящимся в собственности физических и юридических лиц. В последнем случае факт утверждения планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае использоваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о выкупе, резервировании с последующим выкупом земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд.
 
Таким образом, можно говорить о том, что при установлении красных линий посредством проектов планировки осуществляется первая стадия регулирования планировочной организации территории, когда отделяются «публичные» земли в качестве инфраструктурного планировочного «каркаса» территории (в виде дорог, сетей инженерно-технического обеспечения) от «частных» земель. Первая стадия задает условия и «рамки» осуществления в пределах установленных планировочных элементов последующей стадии регулирования планировочной организации территории – установления границ земельных участков посредством проектов межевания.
 
Параметры планируемого развития элементов планировочной структуры. Эта позиция содержательно взаимосвязана с первой, поскольку невозможно рационально выделить элементы планировочной структуры, не определив их параметры, например, плотность планируемой застройки соответствующей территории, характеристики систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения. Эти параметры определяются при подготовке материалов по обоснованию проекта планировки и включаются в подлежащую утверждению основную часть проекта планировки (пункт 2 части 3 статьи 42). Поскольку проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территории (часть 9 статьи 42) утвержденные в составе проекта планировки параметры планируемого развития элементов планировочной структуры определяют содержание проектов межевания.
 
Состав проектов планировки определяется:
 
1) Градостроительным кодексом Российской Федерации – в части общих положений применительно ко всем случаям подготовки проектов планировки, которыми устанавливается следующее:
  • проекты планировки состоят из двух частей подлежащей утверждению основной части и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42);
  • основная часть проектов планировки территории включает чертежи и текст с положениями о планируемом развитии территории (часть 3 статьи 42);
  • материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку с обоснованием включенных в основную часть положений (части 4-6 статьи 42);
2) нормативными правовыми актами Российской Федерации – в случае подготовки проектов планировки территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации (часть 7 статьи 42);
3) законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в случае подготовки проектов планировки территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, а также на основании документов территориального планирования муниципальных образований (часть 8 статьи 42).

Проект межевания территории

Определение понятия «межевание». В федеральном законодательстве отсутствует определение понятия «межевание». В Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует и сам термин «межевание». Имеются разночтения в понимании того, что есть «межевание». Тем не менее, можно воспроизвести содержание этого понятия путем толкования статьи 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
«Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
 
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: 
  • определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
  • закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
  • изготовление карты (плана) объекта землеустройства».
По поводу представленного фрагмента текста закона следует отметить два принципиальных обстоятельства. С одной стороны, в указанном законе обозначается некий этап, предшествующий межеванию («межевание объектов землеустройства осуществляется на основе <…> документации»), однако без раскрытия содержания этого предшествующего этапа в части определения того, что же представляет собой упомянутая «документация». С другой стороны, собственно межевание представляется как сугубо технические работы на местности.
В этой связи необходимо сказать следующее. Во-первых, межевание как технические работы на местности не могут быть выполнены без предшествующих им действий по подготовке некой документации как основания для выполнения таких технических работ.
Во-вторых, фактически действия на этом предшествующем этапе регламентируются градостроительным законодательством – и в Градостроительном кодексе Российской Федерации 1998 года, и в Градостроительном кодексе Российской Федерации 2004 года зафиксированы нормы о подготовке проектов межевания. Кроме того, новый Кодекс определил порядок подготовки градостроительных планов земельных участков в составе проектов межевания.
 
В третьих, на данный момент продолжает действовать положение, когда законодательно закреплена норма, согласно которой межеванием считается техническая работа, вместо более адекватной трактовки этого комплексного процесса, включающего одновременно и подготовку соответствующей документации, и выполнение на основе этой документации технических работ.
 
Поэтому представляется необходимым внести соответствующие изменения в нормы федеральных законов по поводу адекватного изложения действий по межеванию территории.
 
Состав проектов межевания. Применительно к проектам межевания Градостроительным кодексом Российской Федерации устанавливаются следующие положения: 
  • проекты межевания всегда подготавливаются в границах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов), то есть в границах красных линий, установленных проектами планировки (часть 1 статьи 43);
  • посредством проектов межевания всегда устанавливаются границы земельных участков, расположенных в пределах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) как застроенных, так и подлежащих застройке территорий (части 1 и 2 статьи 43);
  • проекты межевания всегда содержат в своем составе градостроительные планы земельных участков (часть 6 статьи 43);
  • проекты межевания могут подготавливаться в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа – в случае, когда проекты межевания подготавливаются применительно к элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам), имеющим красные линии, ранее утвержденные в составе проектов планировки (части 1 и 3 статьи 43).
Состав проектов межевания определяется частью 5 статьи 43 ФЗ-190. При этом следует отметить следующее. В отличие от проектов планировки, проекты межевания имеют не две, а только одну часть, подлежащую утверждению, и эта часть включает только чертежи межевания территории. Объяснение такого положения дел состоит в том, что проекты межевания подготавливаются на основании или в составе проектов планировки, которые и содержат все необходимые материалы по обоснованию решений по планировке соответствующей территории.
 

Согласования стадии ПП

Вся необходимая документация на стадии предпроектных предложений согласуется с Главным архитектором города и с районным архитектором Комитета по градостроительству и архитектуре – КГА, а также проходит согласование в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников – КГКИиОП, в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора – ЦГСЭН, в отделе городского транспорта КГА, в Государственной инспекции безопасного дорожного движения – ГИБДД, в Управлении садово-паркового хозяйства – УСПХ и в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России – ГУПР и ООС МПР.

 Генеральное проектирование   Архитектура   Предпроектные разработки   Специальные разделы   Расчетное и научное сопровождение проектов   Полный список услуг